Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в данных условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии.
Для подростка сам по себе выбор профессии, подходящей для него, не из легких, т.к. он определяет, по сути, их дальнейшую жизнь и является стрессовым. Данная ситуация обусловлена еще и тем, что родители требуют от собственного ребенка согласия учиться и работать по той профессии, которую они для него выбрали (есть связи при трудоустройстве, «денежность» профессии и т.д.). При этом родители чаще всего не учитывают способности, личностные качества ребенка в подавляющем количестве случаев. Например, родители говорят «Пойдешь учиться на бухгалтера, потому что я так сказал/сказала», тем самым снижая собственную тревогу за будущее своего ребенка, не вверяя ответственность за выбор профессии самому ребенку. Таким образом, это своеобразная пилюля для научения жизни своего уже выросшего дитяти, пусть и не всегда верная.
Помимо всего перечисленного выше, у подростков отсутствуют необходимые знания о содержании труда профессий, присутствуют трудности при оценке своих личностных качеств и их сопоставлении с требованиями профессии к человеку, отсутствие (или как непосильная задача для большинства) разумного построения своего трудового пути.
Как правило, дети не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Как следствие, смены профессий, отсутствие интереса к труду, отсутствие веры в свои силы и возможности… В связи с этим выбор профессии для некоторых людей может стать своеобразной драмой.
Задача педагогов и родителей помочь подростку определиться с выбором будущей профессии.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс, следовательно профориентационная работа в школе является одним из важнейших компонентов в развития как отдельно взятого человека, так и общества в целом.